назад

Гражданская война привела к полной дезорганизации отечественную промышленность и в первую очередь отрасли «высоких технологий», каковой является авиапромышленность. Для выправления положения в области авиастроения и пополнения Красного Воздушного флота современными самолетами, еще до подписания Рапалльского соглашения с Германией о восстановлении дипломатических отношений, взаимном отказе от претензий и восстановлении торгово-экономических связей, были налажены контакты и 15 марта 1922 года подписано секретное соглашение между Германией и РСФСР о строительстве в России авиационных заводов. Подписывая этот договор, немцы рассчитывали в обход Версальского мирного договора, запрещавшего иметь Германии свой военный воздушный флот, наладить на территории России производство своей боевой авиации, а Советская Россия, оказавшаяся в условиях экономической блокады, — развить свою авиационную промышленность, получив доступ к иностранным технологиям. Специальная комиссия при РВС республики решила дать Акционерному обществу по самолетостроению «Юнкерс» заказ на поставку 115 самолетов. Спустя восемь месяцев после подписания секретного соглашения, 26 ноября 1922 года, с фирмой «Юнкерс» был подписан концессионный договор № 1, утвержденный советским правительством 23 января 1923 года (акт об образовании СССР был подписан 30 декабря 1922 года).

Согласно концессионному договору советская сторона предоставляла «Юнкерсу» в арендное пользование на 30 лет, в частности, «Второй автомобильный завод Руссо-Балт» в Филях с принадлежащим ему земельным участком, всеми расположенными на нем готовыми и строящимися зданиями и сооружениями.

В Германии для выработки курса по отношению к советской стороне и координации текущих вопросов между рейхсвером и фирмой был создан контрольный совет во главе с профессором Г. Юнкерсом.

Разрабатывая договор, советская сторона настаивала на следующих условиях: фирма «Юнкерс» организует на территории СССР производство алюминия для отечественной авиапромышленности, спустя два года со дня подписания концессионного договора построит литейную мастерскую и наладит на территории СССР производство авиамоторов, оборудует конструкторское бюро и лабораторию. Предусматривалось, что в течение первых пяти лет все германские рабочие и технические специалисты на концессионных предприятиях будут заменены обученным советским персоналом. Каждый раз при сборке новых типов самолетов фирма должна была бесплатно переучить советских специалистов (не менее 40 человек). Немцы обязаны были оснастить производство станками и иным оборудованием, которое отвечало бы «последнему состоянию техники за границей», за свой счет производить текущий ремонт заводских зданий и сооружений, чтобы по окончании срока концессии передать советской стороне завод в исправном состоянии.

В свою очередь представители фирмы добивались концессии на организацию воздушного сообщения между Швецией и Персией, проведения аэрофотосъемки территории СССР.

Производство в Филях планировалось с размахом. «Юнкерс» должен был построить современный завод, способный собирать до 300 самолетов ежегодно. Половину этих самолетов покупал СССР, остальные реализовывала фирма. В первый год действия договора концессионеры должны были построить не менее 75 полностью укомплектованных самолетов и 37–38 авиационных моторов. К 1 октября 1923 г. немцы планировали наладить серийный выпуск самолетов и к 30 января 1924 г. — авиационных моторов. К 1925 г. «Юнкерс» обязался наладить в СССР производство авиационных двигателей и давать не менее 350 моторов в год.

Отдельные положения договора были заведомо невыполнимы концессионером, что давало возможность советской стороне в дальнейшем использовать факт несоблюдения фирмой соглашения и расторгнуть концессионный договор. Так, согласно ст. 16 «Юнкерс» был обязан в течение 6 месяцев со дня вступления договора в силу доставить на завод запас алюминия и дюралюминия в количестве, достаточном для производства 750 самолетов и 1125 авиамоторов и, по мере расходования указанных запасов, не реже одного раза в три месяца восстанавливать объем сырья до оговоренного количества. Очевидно, что поставка таких объемов авиационного сырья в те годы была не под силу даже такой известной фирме, как «Юнкерс».

Трудовые права советских граждан, работавших на концессионных предприятиях, и обязанности сторон были законодательно закреплены в специальном коллективном договоре. Однако, в первый же год концессии дирекция фирмы уволила часть советских рабочих, что привело к производственно-трудовому конфликту с завкомом профсоюза.

Несмотря на многочисленные взаимные обязательства, обе стороны не выполнили в полной мере условий договора. Так, «Юнкерс» прежде всего был заинтересован в получении коммерческой прибыли в самые короткие сроки. Развертывание авиационного производства в СССР требовало больших технических и материальных усилий. За 4 года с момента подписания концессии завод «Юнкерс» в Филях дал всего 100 самолетов типа Ю-20 и Ю-21, худших по качеству, чем аналогичные машины других иностранных фирм. Не было организовано производство алюминия и дюралюминия, авиамоторов, не создано конструкторское бюро, не выполнен в срок заказ на самолеты, а сами самолеты оказались непригодными для боевого использования. Они не были оборудованы приспособлениями для подвески и сбрасывания бомб, отсутствовали синхронизаторы для стрельбы через винт. Все необходимые работы, связанные с дооснащением самолетов после приемки у концессионера, выполнял завод ГАЗ № 1 в Москве.

Помимо финансовых и технических трудностей, на организацию авиационного производства в Филях решающее значение оказывали политические соображения. Развертывание современного авиационного производства в СССР не соответствовало стратегическим интересам крупного германского капитала, видевшего СССР лишь как рынок сбыта своей высокотехнологичной продукции. В начале февраля 1925 г. председателю РВС М.В. Фрунзе было доложено содержание перехваченного немецкого агентурного сообщения, из которого стало ясно, что немцев не устраивают советско-французские контакты в авиационно-промышленной сфере. Германия считала, что под влиянием переговоров между СССР и Францией большевики потеряли интерес к «Юнкерсу» и готовы пожертвовать им, если удастся заручиться кредитными возможностями в области воздухоплавания у французской промышленности. Из документов, хранящихся в российских архивах, следует, что уже в начале 1926 г. германский военный министр в секретном послании руководителю «Московского центра» откровенно признавал, что только из политических соображений необходимо держаться за мысль о предприятиях в Филях и «что технические соображения не играют для нас, однако, более той роли, какую они играли в 1922 году».

Ввиду невыполнения фирмой «Юнкерс» концессионных обязательств 12 ноября 1925 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение: «Предложить Главконцесскому СССР так изменить проект договора, чтобы обеспечить для нас наиболее выгодное прекращение договоров». Однако на переговорах немцы неожиданно пошли на уступки и даже согласились на ухудшенный для «Юнкерса» вариант соглашения. Несмотря на подобный ход событий, в записке от 1 марта 1926 г. по вопросу о концессии «Юнкерса», адресованной в Политбюро ЦК ВКП(б), Ф.Э. Дзержинский и К.Е. Ворошилов сделали вывод о необходимости немедленного расторжения договора. Комитет по концессиям направил письмо правлению фирмы в Берлин, в котором предложил прекратить концессию. Однако, «Юнкерс» тянул время, надеясь на урегулирование вопроса. Стало очевидным, что немцы стремятся любым способом продолжить концессию. Ими было заявлено о готовности «возобновить работы завода в Филях под хозяйничанием Советского правительства, но с финансовой или технической помощью фирмы». 25 июня 1926 г. в Москве состоялось совещание представителей Главметалла, УВВС и Авиатреста, на котором было принято решение концессионный договор ликвидировать. Дальнейшие переговоры с фирмой затягивались. Многочисленные предложения немецкой стороны носили декларативный характер и не были подкреплены материально, а сама деятельность завода приобрела откровенно формальный характер. Серьезность положения дел с «Юнкерсом» вынудила Управление Военно-воздушных сил РККА создать специальную комиссию, которая 20 января 1927 г. осмотрела завод. По результатам ее работы 26 января 1927 г. К.Е. Ворошилов сделал обстоятельный доклад в Политбюро ЦК ВКП(б). «Завод в Филях, — говорилось в докладе, — стоящий уже почти 2 года и представляющий по своему оборудованию крупную промышленную единицу, сохраняется очень скверно: в цехах лежит снег сугробами, станки ржавеют. Самолеты с каждым месяцем теряют свою ценность, так как они перевозятся с места на место, разбираются и собираются, перестают быть, в силу этого, новыми самолетами и приобретают все больше физиономию складского имущества…». После такого доклада наркома вопрос о расторжении концессии был предрешен. Между сторонами возник спор по вопросу выплат за убытки от концессии, длившийся около полугода. ГКК выдвинул предложение уплатить фирме 2,5 млн. рублей, однако «Юнкерс» настаивал на сумме 3,5 млн. рублей. Руководство наркомата обороны СССР заняло жесткую позицию в отношении немцев и готово было поставить ультиматум, несогласие с которым оставляло бы за ГКК право на одностороннее владение заводом, а разрешение спорных финансовых претензий перенести в Третейский суд. 1 марта 1927 года концессионный договор с фирмой «Юнкерс» был расторгнут.

 

Web-дизайн и Web-мастеринг Copyright © 2003, Юрий Лебедев.
Материалы Copyright © 2003, Александр Лебедев.

Послать письмо

Hosted by uCoz