Церковь Покрова в Филях на круговой панораме Москвы 1867 года.

век XVI
век XVII
век XVIII
век XIX
век XX
век XXI
о сайте
1901-1951 1951-2000

В 1903–1908 годах была построена Окружная железная дорога, перерезавшая Можайское шоссе у восточной околицы бывшей здесь полвека назад деревни Фили. В 1908 году была введена в эксплуатацию станция Кутузово, здание которой дожило до наших дней (Кутузовский проспект, 37). Оно стоит теперь в непосредственной близости от автомобильной развязки третьего транспортного кольца Москвы и от здания, где разместилась администрация района Дорогомилово Западного Административного Округа Москвы.

В преддверии празднования столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года, в бывшей деревне Фили, рядом с памятным местом, где некогда проходил военный совет, 1 сентября 1910 года была заложена каменная часовня с отделением музея Кутузовской избы — первый в России музей великого полководца. Автором проекта музея-часовни, исполненного в русском стиле, был московский архитектор Л. Литвинов. Экспонатами музея стали подлинные вещи эпохи 1812 года — образцы обмундирования, снаряжения и вооружения русской армии, личные вещи Кутузова, подаренные потомками полководца. Много экспонатов перешло из Кутузовской избы. Кроме экспозиции, посвященной Кутузову, в помещении музея был специальный зал, где проводились «патриотические чтения для юношества». Строительство велось на средства, пожертвованные москвичами и членами все того же Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя. Открытие музея было приурочено к 16 августа — дню Смоленского сражения в Отечественной войне 1812 года и торжественно проходило при большом стечении народа. 9 сентября 1912 года, в память столетнего юбилея войны 1812 года, часовня была освящена.

В дни юбилейных торжеств в Москве на Чистопрудном бульваре, во временном здании, построенном военным инженером П.А. Воронцовым-Вельяминовым, в присутствии императора Николая II, состоялось торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» работы живописца и академика, руководителя батальной мастерской Академии художеств Франца Алексеевича Рубо. Панорама экспонировалась в здании на Чистых прудах до 1918 года, когда временный деревянный павильон пришел в негодность. Полотно длиной 115 и высотой 15 метров сняли, намотали на вал, и панорама на долгие годы была скрыта от глаз зрителей.

Постепенно местность у подножия Поклонной горы обрастала домами, лепившимися вокруг нарождающейся промышленности. Еще в конце XIX веке на берегах Москвы-реки, на полпути от мемориальной избы до храма Покрова, возникла фабрика Кузмичева, превратившаяся уже в советское время в завод «Москватоль», Московский рубероидный завод, ныне ставший ОАО «Филикровля».

В 1915 году по решению царского правительства из Риги в Тверь, Петроград и Москву были эвакуированы станки и другое оборудование Русско-Балтийского вагонного завода. В начале 1916 года Правление акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» (Петроград, ул. Гоголя, 13) приобрело у наследников П.Г. Шелапутина имение Покровское-Фили, «находящееся в Московском уезде за Дорогомиловской заставой на реке Москве». 30 апреля 1916 года был заключен договор с товариществом «Железобетон» (Петроград, Гороховая ул., 3) на постройку здания автомобильных и моторных мастерских со сроком окончания работ — 1 июля 1917 года.

От этой даты берет начало история развития сегодняшнего Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Тогда, разумеется, строящийся завод не имел никакого отношения не только к ракетостроению и космосу, но и к авиации. В 1917 году он получил название «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт“». В 1918 году постановлением Совета Народных Комиссаров на базе завода организован Первый Государственный бронетанковый завод, а в 1922 году предприятие выпустило первые пять автомобилей «Руссо-Балт». Авиационная история завода начинается 23 января 1923 года, когда Совет Труда и Обороны страны принял решение о передаче завода в концессию на 30 лет Акционерному обществу по самолетостроению «Юнкерс» для серийного выпуска цельнометаллических самолетов и моторов к ним. До 1925 года здесь было освоено производство самолетов Ю-20 и Ю-21. В связи с тем, что фирма «Юнкерc» не выполнила условий договора в полном объеме, 1 марта 1927 года концессионный договор был расторгнут. После этого в Филях был образован Государственный авиационный завод № 7, вскоре переименованный в завод № 22 имени 10-летия Октября, который долго и упорно боролся сначала за снос, а потом за закрытие нарышкинской церкви. С 1927 года на Почтовой (с 1958 года Новозаводской) улице началось строительство жилых домов для рабочих авиазавода. В начале 1932 года за подписями секретаря парткома и председателя завкома в Моссовет было направлено письмо с просьбой разрешить снос церкви Покрова в рабочем поселке в Филях, приходу которой в 1918 году принадлежало две десятины девяносто две квадратных сажени земли. На месте храма, оказавшегося в центре жилого массива, предполагалось выстроить универмаг, который в случае отказа в сносе церкви, как писали заводские просители, пришлось бы отнести от поселка минимум на 1 километр. 5 февраля 1932 года президиум Мособлисполкома принял решение: «Принимая во внимание, что церковь на Филях, согласно заключению Главнауки Наркомпроса, является памятником архитектуры высшей категории, ходатайставо завода № 22 о закрытии указанной церкви и ее сносе отклонить». Однако заводчане и не думали сдаваться. Последовал еще целый ряд петиций. Ходатайствуя перед Моссоветом о закрытии церкви заводские депутаты писали, что соседство школы ФЗС и храма плохо влияет на воспитание детей, ибо во время богослужения ученики бегают в церковь. После закрытия храма в здании предлагалось открыть антирелигиозный музей и Дом учебы. Школа ФЗС была размещена в двухэтажном доме, выстроенном в русском стиле, стоявшем рядом с церковью Покрова. До 1917 года здесь помещалось ремесленное училище и богадельня на несколько женщин, устроенные на средства вдовы министра царского правительства Боголепова Н.П. Здание снесено в 1965 году при строительстве моста через Москву-реку. Видимо, воспитание детей сильно взволновало городские власти, и в марте 1933 года они присоединились к ходатайству заводских депутатов. В ответ на это решение 913 человек членов храмовой общины (в основном рабочие) направили во ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет — правительство РСФСР) жалобу-петицию. 1 июля 1933 года Президиум ВЦИК отменил мартовское решение Мособлисполкома и оставил храм в пользовании общины. В 1937 году были арестованы и по приговору суда расстреляны на Бутовском полигоне настоятель церкви Покрова Алексий Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). Через четыре года храм был закрыт.

С 1935 года район Филей с церковью Покрова, Кутузовской избой и Кутузовской слободой вошел в состав Москвы. В 1939 году для культурного отдыха рабочих авиазавода № 22 в Филевском парке по проекту архитектора А.Я. Корнфельда был построен заводской клуб, ныне Дворец культуры им. С.П. Горбунова. К слову сказать, много лет спустя в здании дворца снимался эпизод фильма «Москва слезам не верит».

На заводе № 22 строились отечественные самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-З, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35. В 1933 году заводу присвоено имя С.П. Горбунова. С началом войны, в октябре-ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Казань (ныне Казанское ПО имени С.П. Горбунова) В декабре 1941 года на территории завода № 22 в Москве образован авиационный завод № 23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались реактивные бомбардировщики Ту-4, тяжелые вертолеты Ми-6 и Ми-8. В 1961 году постановлением Совета Министров завод № 23 стал называться Машиностроительным заводом имени Михаила Васильевича Хруничева. Дальнейшая жизнь предприятия связана с ракетно-космической тематикой…

В ноябре 1920 года, по просьбе жителей Кутузовской слободы, в часовне при музее Кутузова был освящен престол во имя Архангела Михаила, Архистратига Небесных Сил. Спустя 10 лет, 11 марта 1930 года, на совместном заседании Президиума Моссовета и Мособлисполкома было принято решение об удовлетворении просьбы рабочих фабрики «Москватоль» (ныне ОАО «Филикровля») о закрытии церкви Архангела Михаила Кунцевского района Московской округи и передачи освободившегося помещения под рабочую столовую. Вместе с церковью закрыли и музей М.И. Кутузова. Позднее здесь обосновался рабочий клуб, а затем здание было передано в ведение Министерства финансов СССР. В Кутузовской же избе разместилась «лыжная станция Общества пролетарского туризма».

С началом 30-х годов XX века начала реализовываться программа индустриализации страны. Бурный рост промышленного строительства не обошел стороной и древний район Филей. Рядом с Кутузовской избой, по соседству с Кутузовской слободой, вдоль Можайского шоссе и почти до самой Окружной железной дороги вырос 1-й Московский приборостроительный завод с прилепившимся рядом заводиком «Коммунальник», исчезнувшим в середине 1970-х годов. Первые же корпуса приборостроительного завода появились в начале 1934 года.

В начале 1935 года на базе 1-го МПЗ был образован проектный институт, получивший загадочное название ГИПРОВОТИ (Государственный проектный институт всесоюзного объединения точной индустрии). В том же 1935 году приказом наркома тяжелой промышленности Серго (Григория Константиновича) Орджоникидзе институт был подчинен 10-му главку наркомата и получил название ГСПИ-10 — Государственный союзный проектный институт № 10.

В 1933 году близ железнодорожной станции Фили, на пересечении Станционной улицы (с 1956 года — Багратионовский проезд) и Филевского шоссе (с 1962 года — улица Барклая) были возведены корпуса Государственного авторемонтного завода № 2. Уже после окончания Великой Отечественной войны, постановлением Совета Министров СССР от 22 декабря 1951 года на производственных площадях авторемонтного предприятия было решено создать радиотехническое производство — Московский телевизионный завод, который спустя 2 года дал первую продукцию — черно-белый телевизор «Север» с круглым кинескопом диаметром 31 сантиметр. В 1957 году в торговую сеть стали поступать первые телевизионные приемники с фирменной маркой «Рубин», сохранившейся до настоящего времени. Ныне в производственных цехах и на территории завода во вновь построенных павильонах раскинулся торговый центр «Горбушка», где бойко торгуют импортной бытовой техникой, в том числе и телевизорами зарубежных производителей. Надо сказать, что Горбушкой в народе именовался толкучий рынок на аллеях Филевского парка около дворца культуры им. С.П. Горбунова, где на протяжении десятилетия по выходным дням шла торговля аудио-видео-компьютерной продукцией, нередко «пиратского» происхождения. В преддверии третьего тысячелетия, 30 декабря 2000 года, этот популярнейший рынок под открытым небом прекратил свое существование.

В том же 1933 году на этой же Станционной улице вступил в строй завод по производству жидкой и твердой углекислоты (искусственного льда). Накануне 20-летия Октябрьской революции, 4 ноября 1937 года здесь же была введена в эксплуатацию первая в СССР фабрика по выпуску мороженого промышленным способом с рекордной для того времени производительностью — 25 тонн в сутки. Так в числе столичных предприятий появился «Московский хладокомбинат № 8 им. А.И. Микояна», с 1992 года ОАО «Айс-Фили». Напротив корпусов завода «Рубин», там, где в середине 60-х годов построили кинотеатр «Украина», располагался огромный «ледник» — хозяйство хладокомбината № 8 имени А.И. Микояна. Зимой ледяную гору наращивали, к весне ее засыпали опилками, а в теплое время глыбы припасенного зимой льда откалывали и везли на хладокомбинат для сохранения его сладкой продукции. Напротив ворот хладокомбината расположились Покровские бани. Очевидно, свое название они получили по некогда бывшей здесь, на берегу речки Фильки, деревне Покровское.

В 1935 году по соседству с авторемонтным заводом № 2, совсем рядом с железнодорожной станции Фили, был пущен и начал давать свою первую продукцию Московский трубный завод «Красная труба», ныне ОАО ФИЛИТ. Мимо корпусов завода проходили трамвайные маршруты № 30, 32 и 42. Старожилы рассказывали, а было это сразу после войны, что среди кондукторов этих маршрутов работал один весельчак, который при объявлении остановок обязательно прибавлял к ее названию какое-нибудь острое словцо или шутку. Так подъезжая к трубному заводу он кричал: «Завод Красная труба — черный дым».

В 1937 году была построена первая очередь причальной стенки Западного речного порта длиной 340 метров, спустя 20 лет введена в строй вторая очередь длиной 270 метров. Порт соединен железнодорожной веткой с Белорусской железной дорогой в районе все той же станции Фили.

12 декабря 1938 в 12 часов 58 минут с Центрального аэродрома (Ходынское поле) в свой первый полет стартовал скоростной истребитель И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. Пилотировал самолет Герой Советского Союза летчик Валерий Чкалов. Завизированный В. П. Чкаловым полетный листок предписывал провести первый полет нового истребителя «без уборки шасси с ограничением скоростей в зоне центрального аэродрома, продолжительностью 10-15 минут». Сделав круг над аэродромом, Чкалов на высоте 500-600 метров повел машину на второй круг в сторону авиазавода № 22 (завод им. Хруничева), дотянув при этом до Кунцева, до ближней сталинской дачи. За несколько секунд до гибели И-180 пронесся над Филями и, не долетев до аэродрома полтора километра, на высоте около 100 метров, сделав левый вираж, стал снижаться, зацепился за провода и рухнул на территории дровяного склада (Магистральная ул., дом № 13) возле Хорошевского шоссе. «При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сидением. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут».

В феврале 1939 года, неподалеку от Кутузовской избы, началось строительство троллейбусного парка на 160 машин. Были сооружены профилакторий, цех текущего ремонта, бытовой комплекс, жилой дом — это был первый троллейбусный парк, построенный в кратчайшие сроки и со всеми необходимыми для эксплуатации цехами и подразделениями. В октябре 1940 г. с Ярославского завода поступили первые 27 новых машин ЯТБ-4, а 1 ноября они стали выходить на линию. В ноябре 1940 г. прибыли еще 20 таких же машин. В начале июня 1941 г. парк насчитывал 128 машин ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, которые обслуживали маршруты № 2, 3, 15. В октябре 1941 года в парке было 139 машин самых новейших в Москве моделей. В связи с приближением фронта, в октябре 1941 года в Куйбышев были вывезены 73 троллейбуса, и в парке до марта 1943 года оставалось всего 66 машин. В марте 1943 года из Куйбышева в Москву были возвращены 50 эвакуированных троллейбусов. В 1945 г. на Тушинском машиностроительном заводе в первую очередь были отремонтированы эвакуированные машины третьего парка, которые от частых перевозок и хранения под открытым небом пришли в негодность (16 из них были отправлены в Варшаву, где открыли троллейбусное движение). В июне 1946 г. парк выпускал на линию 108 машин. В 1959-60 годах рядом с территорией третьего троллейбусного парка был выстроен новый 8-й автобусный парк на 250 автобусов ЗиЛ-158. В феврале 1960 года решением Мосгорисполкома еще недостроенный парк был объединен с третьим троллейбусным парком в одно предприятие «Филевский автобусно-троллейбусный парк» (ФАТП). 10 февраля 1961 года он начал эксплуатацию первых автобусов ЛиАЗ-158. К этому времени в ФАТП было 295 пассажирских и 20 грузовых троллейбусов; в 1965 г. — 208 пассажирских и 171 грузовых; в 1975 г. — 275 пассажирских и 166 грузовых, в 1986 г. — 191 пассажирский и 75 грузовых троллейбусов. В 1968–77 годах была осуществлена реконструкция парка. На 1 января 2000 число пассажирских машин составило 177. В ФАТП снимались эпизоды художественного фильма «Первый троллейбус» (Одесская киностудия, киностудия им. Горького, 1963 г.) с участием таких артистов, как Свердлин, Грибов, Сазонова, Демьяненко, Олег Даль. Здесь же снимался один из эпизодов фильма «Берегись автомобиля» с участием И. Смоктуновского и О. Аросьевой.

Еще до начала Великой Отечественной войны вокруг 1-го МПЗ вырос рабочий поселок. Здесь, среди огородов, стояли одноэтажные бараки и небольшие барачного типа двухэтажные дома, окружавшие Кутузовскую избу и тянувшиеся до крутого спуска к Москве-реке. Тут жили рабочие и служащие окрестных предприятий, их семьи, слушатели военных учебных заведений — типичная московская рабочая окраина, однако одно, и немаловажное, отличие все же имелось: от Боровицких ворот Кремля, по Знаменке, Арбату, Большой Дорогомиловской улице и Можайскому шоссе, мимо заводских корпусов 1-го МПЗ, мимо Поклонной горы до ближней сталинской дачи пролегала правительственная, тщательно охраняемая трасса. Вероятно, именно это обстоятельство определило весь архитектурный облик Кутузовского проспекта, по сторонам которого выросли помпезные многоэтажные дома, где селились ответственные работники (улица Горького к тому времени была уже основательно перенаселена).

В 1939 году в Кутузовской избе был открыт филиал Государственного Бородинского военно-исторического музея. В тесных комнатах деревянного домика разместились многочисленные экспонаты — свидетели героической истории Отечества. После 1961 года, когда была проведена денежная реформа, билет в музей-избу стоил 1 копейку (самое дешевое фруктовое мороженное в бумажном стаканчике стоило 7 копеек, а минимальная зарплата к концу 60-х годов составляла 62 рубля 50 копеек). В 1940 году по решению Мосгорисполкома на Дорогомиловском кладбище вместо обветшавшего памятника воинам Отечественной войны 1812 года, поставленный стараниями мануфактур-советника Прохорова, был воздвигнут обелиск. По поводу стоящего ныне рядом с Кутузовской избой гранитного обелиска с памятной надписью: «Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых в Бородинском сражении. Сооружен Мосгорисполкомом в 1940 году» в книге П.В. Сытина «Из истории московских улиц» можно прочитать следующее: «В настоящее время Дорогомиловское кладбище ликвидировано, церковь и надгробия снесены, и на месте кладбища сейчас разбивается парк. Гранитный обелиск, сооруженный Моссоветом (на обелиске написано, что сооружен Мосгорисполкомом) в 1940 г. над могилами 300 участников Бородинской битвы, перенесен к музею Кутузовская изба». Само Дорогомиловское кладбище было упразднено в 1948 году.

В первые же дни Великой Отечественной войны была сформирована 21 дивизия народного ополчения, костяк которой составили ополченцы Киевского района Москвы. Добровольцами записывались рабочие, инженеры и служащие предприятий района: Дорогомиловского химического завода, Хладокомбината № 8, карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти, Московско-Киевского железнодорожного узла, авиазавода № 22, 1 МПЗ и других предприятий и учреждений. Добровольцами уходили на фронт студенты и выпускники средних школ. В конце августа 1941 года 21 дивизия народного ополчения была доукомплектована и вооружена по штатам военного времени и приказом наркома обороны К. Е. Ворошилова переименована в 173-ю стрелковую дивизию. 4 октября 1941 года бойцы дивизии приняли боевое крещение у города Кирова Калужской области. Дивизия в составе Донского фронта принимала участие в Сталинградском сражении и за проявленный массовый героизм бойцов и командиров переименована в 77-ю гвардейскую дивизию, освобождала Украину, Белоруссию, Польшу, закончила войну на Эльбе в районе города Магдебурга. Ныне, выведенная из Восточной Германии, дивизия расквартирована под Архангельском. Народный музей 21-173-77-й Московско-Черниговской Гвардейской стрелковой дивизии расположен в Западном административном округе, на площади Победы, дом 1.

В первые месяцы войны часть оборудования и специалистов 1-го МПЗ были эвакуированы в Саратов, а в октябре 1941 года из рабочих-коммунистов завода и коммунистов района была сформирована 4-я Московская Коммунистическая дивизия Народного ополчения, впоследствии ставшая 155-й Станиславской Краснознаменной стрелковой дивизией. В память об этом на доме № 6 по Кутузовскому проезду укреплена мемориальная доска.

Осенью 1941 года Москва готовилась встретить врага на своих улицах. В соответствии с приказом Командующего войсками Московского военного округа № 18 от 21 октября 1941 года тысячи москвичей вышли на улицы родного города на строительство «огневых точек и баррикад в окрестностях, непосредственно прилегающих к г. Москве, на площадях и улицах внутри г. Москвы». Необходимо было создать три рубежа обороны: первый — на окраинах города вдоль Окружной железной дороги, второй — по Садовому кольцу, третий — по кольцу «А» и реке Москве с юга. На выполнение всех работ приказом отводилось три дня. Первый рубеж обороны проходил в непосредственной близости от Кутузовской слободы. Баррикады, огневые точки и противотанковые заграждения были сооружены по всему Можайскому шоссе, на Новодорогомиловской и Большой Дорогомиловской улицах (с 1957 года — Кутузовский проспект). Долговременные огневые точки были оборудованы и на Поклонной горе. Еще в 60-е годы среди зелени, покрывавшей Поклонную гору вблизи дороги к бывшей сталинской даче, можно было увидеть заброшенный ДОТ и цилиндрические бетонные оголовки с амбразурой одиночных долговременных огневых точек. Подобные фортификационные сооружения сохранились до сих пор на берегу Москвы-реки в районе Филевского парка. На закрытой церкви Покрова, расположенной вблизи оборонных заводов, были разобраны купола, дабы они не служили ориентирами для немецких летчиков. С 1942 года на Поклонной горе и ее окрестностях москвичам стали выделять участки земли под огороды, овощи и картошка с которых были неплохим подспорьем к скудному набору продуктов, выдаваемому по карточкам. От Дорогомиловской заставы, где была конечная остановка трамваев, до огородов приходилось добираться пешком…

После войны, прямо напротив церкви Покрова, на месте центральной части бывшей нарышкинской усадьбы и парка было открыто суворовское училище, просуществовавшее до начала 90-х годов, когда корпуса училища были заняты Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

 

Web-дизайн и Web-мастеринг Copyright © 2003, Юрий Лебедев.
Материалы Copyright © 2003, Александр Лебедев.

Послать письмо

Hosted by uCoz