|
На месте ветхой деревянной церкви (1916) по заказу Л.К. Нарышкина построен величественный каменный храм. «В первом этаже подклете церковь Покрова Богородицы, сохранившая название деревянной церкви, а над ней, в основном помещении, церковь Спаса Нерукотворного. Посвящение храма Спасу Нерукотворному связывается с тем, что по преданию во время стрелецкого бунта 1682 года, когда пострадали многие сторонники Нарышкиных, Лев Кириллович, спрятавшийся в покоях царицы, молился перед Образом Спаса Нерукотворного, милости которого и приписывал впоследствии свое избавление от смерти. Точные годы строительства церкви неизвестны. Но на сохранившихся лампадах, изготовленных специально для нового храма, удалось прочесть дату 1694 год». Следовательно, не позднее этого года и была возведена ставшая символом нового стиля в русской архитектуре церковь. «Она поставлена на вершине небольшого холма и представляет собой законченный тип центрического ярусного, с четырьмя притворами храма. Высокое художественное совершенство церкви в Филях достигается стройностью пропорций и богатством декоративного убранства. Высокий арочный подклет с обходящей храм открытой круговой папертью-террасой и широкие раскидистые лестницы (переделанные после 1812 года в нижних своих частях) органически связывают храм с небольшим холмом, на котором он стоит, напоминая аналогичную композицию величественной церкви Вознесения в Коломенском. Мастер блестяще использует имеющиеся в его руках архитектурно-художественные средства, чтобы подчеркнуть главенствующее значение основной части четверика, окруженного полукружиями притворов и нижнего светового восьмерика. На этих основных частях размещены все главные декоративные детали наличники, порталы, надкарнизные украшения, карнизы, подзоры и т. д. Обработка же подклета, верхних двух восьмериков и глав значительно скромнее проще. Тем самым выделяется основная часть храма. Восьмиугольные окна четверика имеют весьма простые, восходящие к традициям древнерусского зодчества обрамления, в отличие от более поздних построек, где они становятся одной из самых пышных и богатых по отделке деталей фасада. Отголоски деревянного зодчества дают о себе знать и в других элементах архитектурной обработки в рисунке обрамления ширинок, в кронштейнах и даже в надкарнизных украшениях. На углах четверика поставлены «пучки» из трех тонких колонок, причем средняя колонка своим расположением по диагонали «скашивает» угол. В этом видно желание мастера подчеркнуть единство всей композиции. Надкарнизные украшения восьмериков представляют собой переработанные былые кокошники, что особенно явно видно на примере церкви в Петровско-Разумовском, оконченной постройкой около 1692 года. Характерны приемом, свойственным и многим другим произведениям того же времени, является постепенное удлинение колонок от нижнего яруса к верхнему, чем подчеркивается ярусная вертикальность и легкость архитектурных форм. Кроме пышных надкарнизных украшений, формы которых заостряются от яруса к ярусу, большое значение имеют нередко встречающиеся и на других зданиях раковины и род «фиалов», поставленных на специальных тумбах. Все это не только придает подчеркнутую живописность общему силуэту храма, но и насыщает его той яркой игрой различных узорных деталей, которая так типична для всего зодчества XVII века. Мастер продумывает каждую, даже незначительную деталь, умело используя ее архитектурные качества. Примером могут служить ромбовидные городчатые решетки в окнах, легкий узор которых значительно повышает художественную значимость оконных проемов. Внутреннее убранство храма в Филях отличается необычайной пышностью. Многоярусный золоченый иконостас, ложа владельца на задней стене, клиросы и резные обрамления арок и окон создают настроение приподнятой торжественности и праздничности, столь свойственное архитектуре конца XVII века». «Во второй половине XVII века широко распространился обычай помещать в храмах иконы с изображением святых, соименных членам царского семейства. Местный ряд <иконостаса авторы сайта> филевской церкви полностью состоит из икон, связанных с историей семьи Нарышкиных и их царственных родственников. < > Автором пышного резного убранства филевского храма был Карп Иванович Золотарев, интересный мастер конца XVII века. Его подпись стоит на резном распятии, завершающем иконостас. < > Важной вехой в изучении его творчества стало открытие филевского памятника. Многогранная деятельность Карпа Золотарева была связана с важнейшими художественными центрами Руси Ново-Иерусалимским монастырем, Оружейной палатой, художественной мастерской при Посольском приказе, руководителем которой он был в течение многих лет. Художник чрезвычайно разносторонний, смелый, он украшал царские грамоты, книги, резал иконостасы, киоты, мебель, выполнял «всякие государя живописные дела беспрестанно». Декоративное убранство филевского храма одно из лучших его творений». «В 1972 году началась реставрация филевского иконостаса. После снятия темного слоя олифы на двух иконах местного ряда «Апостол Петр и Павел» и «Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий» был обнаружен автограф Карпа Золотарева. Поставленный почти в самом центре позема, на золотом фоне, он свидетельствует о новом отношении художника к своему произведению осознании им ценности и неповторимости своего творческого «я». Один из лучших учеников Богдана Салтанова, передовой художник своего времени Карп Золоторев, как свидетельствуют сохранившиеся документы, выполнял многие иконописные заказы. Однако до расчистки филевских икон не было известно ни одной подлинной работы мастера. Открытие подписных икон художника впервые проливает свет на его живописное творчество». «Рассматривая иконы филевского иконостаса в целом, с уверенностью можно сказать, что именно Карп Золотарев автор общего замысла иконостаса определил и характер его икон, создал целостный декоративно-живописный ансамбль. Иконы филевского иконостаса написаны в непривычной для иконописи смешанной технике (темпера, масло)». «Теперь, после больших реставрационных работ, проведенных в церкви Покрова в Филях, многим произведениям искусства возвращен их первоначальный вид, расчищены иконы, реставрирована резьба, восстановлена цепь паникадила < >. Уникальная сохранность интерьера верхней церкви позволяет представить его первоначальный вид, понять те художественные принципы, которыми руководствовались мастера конца XVII века при оформлении интерьера. Значительно хуже сохранился интерьер нижней церкви. Многое из его убранства погибло во время войны 1812 года, когда наполеоновские солдаты устроили там конюшни. Иконостас, находящийся сейчас в храме, многие иконы, настенная роспись относятся уже к XIX веку. Однако кое-что из первоначального убранства храма все-таки сохранилось, в частности, храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Три радости» и некоторые другие. Большой интерес представляет старинный дубовый престол один из древнейших сохранившихся престолов».
|