|
|
|
В 1951 году на заводе № 23 было образовано
Опытно-конструкторское бюро № 23 (ОКБ-23), которое возглавил
Владимир Михайлович Мясищев, ставший в 1956 году генеральным
конструктором. В ОКБ-23 разрабатывались стратегические
бомбардировщики М-4, ЗМ, М-50, М-52. Самолет ЗМ выпускался здесь
же, на заводе № 23. До 60-го года в бюро накопился достаточный
опыт, в том числе и по ракетной тематике (межконтинентальная,
двухступенчатая, сверхзвуковая, крылатая ракета «Буран»,
работы по которой были прекращены, а имевшиеся образцы изделия
уничтожены. Аналогичную по характеристикам крылатую ракету
«Буря» разрабатывало КБ С.А. Лавочкина, работы по
которой продолжались несколько дольше, но после успешных запусков
ракеты Р-7 тоже были свернуты). Чисто ракетная история КБ берет
начало в 1960 году. Постановлением Совета Министров СССР ОКБ-23
было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники
и передано (вместе с производственной базой заводом № 23) в
подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В.Н.
Челомей. ОКБ-52, базирующееся в Реутово, к тому времени вело
разработку крылатых и межконтинентальных баллистических ракет,
именно этой последней темой и было загружено ОКБ-23, ставшее
филиалом № 1 ОКБ-52 Основным изделием этой тематики была МБР
УР-200, доведенная до стадии летных испытаний, но так и не
принятая на вооружение. Позднее, во второй половине 60-х годов, в
ОКБ-23 была разработана МБР 2-го поколения УР-100 повышенной
боевой готовности. Производство этой МБР было освоено на
Машиностроительном заводе имени М.В. Хруничева, которая в
различных модификациях стоит на боевом дежурстве до сих пор.
В 1961 году в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по
проектированию тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты,
получившей обозначение УР-500. Ракета была задумана как средство
доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. 29 апреля
1962 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании
новой ракеты, в октябре 1964 года, после отставки Н.С. Хрущева,
УР-500 получила гражданский статус вместо военного. Первый пуск
ракетоносителя «Протон» состоялся 16 июля 1965 года.
Тяжелый научный спутник, по имени которого и был назван носитель,
был спроектирован также в филиале № 1 ОКБ-52. В 1966 году ОКБ-52
переименовывается в Центральное конструкторское бюро
машиностроения (ЦКБМ), и ОКБ-23 стало называться Филевским
филиалом ЦКБМ. КБ занимается проектированием трех- и
четырехступенчатого варианта ракеты «Протон», ведет
предварительные работы по лунной программе. Кроме собственно
ракет идут большие работы по военному комплексу «Алмаз»,
орбитальным станциям
В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения В.Н.
Челомея и преобразовано в КБ «Салют». С 1981 по 1988
год КБ входило в состав НПО «Энергия». После 1988
года КБ «Салют» обрело самостоятельность во главе с
генеральным конструктором Д.А Лопухиным.
Перемены в государстве коснулись и ракетно-космической
отрасли. Бывшие оборонные фирмы начали выходить на международный
рынок со своими изделиями и услугами. Не были исключениями КБ
«Салют» и завод имени Хруничева. В январе 1993 года в
США было подписано соглашение о создании Акционерного общества
«Lockheed-Khrunichev International» компаниями
«Lockheed» и Машиностроительным заводом имени М.В.
Хруничева. Цель нового АО продвижение услуг на мировом
рынке по запускам коммерческих спутников РН «Протон».
А 15 апреля 1993 года было официально зарегистрировано уже
совместное предприятие «Lockheed-Khrunichev-Energya
International» (LKEI).
7 июня 1993 года указом Президента РФ образован
Государственный космический научно-производственный центр имени
M.B. Хруничева В него вошли КБ «Салют» и
машиностроительный завод имени М.В Хруничева.
В июне 1995 года после объединения американских компаний
«Lockheed» и «Martin», преемником СП LKEI
стало новое совместное предприятие International Launch Services
(ILS). На сегодняшний день у крупнейшего российского предприятия
космического профиля большое количество реальных и потенциальных
контрактов на запуски коммерческих нагрузок на своей РН
«Протон», контракт на изготовление ФГБ для станции
«Альфа», также ГКНПЦ является основным изготовителем
российского сегмента международным космической станции
«Альфа».
|
|