Церковь Покрова в Филях на круговой панораме Москвы 1867 года. |
|
Поклонная гора возвышенность к западу от Москвы XIX века. У ее подножия проходила дорога на Можайск и далее на Смоленск. Издавна, по преданию, Поклонная гора была тем местом, где путники останавливались и, поклонившись московским куполам, продолжали свой путь отсюда и название. Если следовать версии Н.М. Карамзина и его «Истории государства Российского», сия гора известна под этим названием, по крайней мере, с середины XIV века. Здесь, по словам историка, разбивал свой стан шедший на великого князя Дмитрия Ивановича литовский князь Ольгерд. Существует, однако, и другая гипотеза. Она выдвинута в рамках проекта «Новая хронология» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко, они пишут: «Известный исследователь градостроительной композиции города Москвы, руководитель сектора русского градостроительного искусства в Научно-исследовательском музее им. Андрея Рублева М.П. Кудрявцев (1938–1993) в своей книге «Москва третий Рим» собрал и проанализировал большой материал о строительстве Москвы. Он показал, что Москва строилась по образцу Иерусалима, конечно, не по образцу селения Ель-Кудс в современной Палестине. Образ Иерусалима был широко распространен в средневековой литературе. Согласно нашей реконструкции <Г.В.Носовского и А.Т. Фоменко>, первым Иерусалимом был босфорский Царь-Град, в котором в XI веке был распят Иисус Христос < >. Поэтому, скорее всего, распространившийся в средние века «образ Иерусалима» в значительной степени копировал с элементами условности и огрубленности план босфорского Царь-Града. М.П. Кузнецов показал, что при строительстве Москвы воспроизводились два образца. Первый босфорский Царь-Град, второй Иерусалим как некий идеальный книжный образ < >. Москву строили по образцу Царь-Град = Иерусалима. < > Поэтому он сравнивает план Москвы с планом идеального Иерусалима (не путать с Ель-Кудсом) с икон, миниатюр и других христианских изображений. И отдельно с планом босфорского Царь-Града. И убеждается, что все три плана чрезвычайно похожи. < > Оказывается, план московских городских стен (самой Москвы, а не Московского Кремля) воспроизвел, насколько было возможно, именно < > идеальный образец. < > М.П. Кузнецов продолжает: «Москва с глубокой древности восприняла отдельные характерные черты структуры Иерусалима». < > М.П. Кузнецов отмечает многочисленные черты сходства с иерусалимским образцом. < > Московская Поклонная гора соответствует Поклонной горе Иерусалима. < > Поклонная гора, то есть гора, где «поклоняются христиане Святому Воскресению», это, скорее всего, известная гора Бейкос на окраине босфорского Царь-Града = Стамбула. Она же гора Голгофа.» (Подробнее об этом и о многом другом в книгах Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко «Империя», «Библейская Русь» и других). Таким образом получается, что не куполам кланялись православные путники, а Святому Воскресению Христову. Интересно, а где же ныне Поклонная гора? Всем известно, что на Поклонной горе построен музей Победы и обелиск работы Зураба Церетели. Однако, не все так просто. Если взглянуть на старинные планы, то на них Поклонной горой названа восточная оконечность большой возвышенности (назовем ее условно Поклонной возвышенностью), отделенная от основного массива широким и глубоким оврагом. Проходящая с запада дорога на Можайск имела в этом месте характерный изгиб. В пятидесятые годы XX века, когда прокладывалась трасса Кутузовского проспекта, дорогу в этом месте спрямили и приблизительно от того места, где теперь из-под земли на поверхность выходит транспортная развязка, начинающаяся от улицы Барклая, и до нынешнего Мазилова, проспект проходит несколько севернее древней трассы Можайской дороги (именно по ней товарища Сталина возили на ближнюю подмосковную дачу). Но и она уцелела. В пределах комплекса, посвященного Победе в Великой Отечественной войне, дорога эта превратилась в одну из аллей парка, которая упирается своим западным концом в Минскую улицу (проложена в 1958 году). По другую сторону Минской улицы дорога идет вдоль современного Кутузовского проспекта и в районе Мазилова с ним соединяется. Восточнее горы старая дорога проходила приблизительно по направлению современной трассы Кутузовского проспекта, идущей вдоль четной его стороны, в районе современной площади Победы. Теперь о самой Поклонной горе, где 1 сентябре 1812 года сиживал на скамеечке пожилой фельдмаршал Голенищев-Кутузов, а сутки спустя топтался Наполеон Бонапарт, зачарованно глядя на сияющие московские купола, не подозревая, что созерцает могилу своей победоносной армии. При строительстве в середине пятидесятых годов жилых домов (ныне площадь Победы, дом 1, а когда-то Кутузовский проспект, дом 47) была срыта юго-восточная четверть знаменитой возвышенности. Еще в конце пятидесятых начале шестидесятых годов длинный пологий восточный склон горы тянулся приблизительно до того места, где теперь находится подземный переход на площади Победы. До этого времени существовал и отмеченный на древних планах овраг, отделявший собственно Поклонную гору от остальной возвышенности. Самая высокая точка Поклонной горы, откуда действительно открывался прекрасный вид на уходящий к центру города Кутузовский проспект, находилась приблизительно в том месте, где ныне начинается замощенная брусчаткой широкая аллея, ведущая к зданию музея Победы. При строительстве Триумфальной арки на Кутузовском проспекте срыли и северо-восточную четверть горы. Тогда же начали засыпать мусором и овраг. При возведении комплекса в честь Победы в Великой Отечественной войне срезали и северо-западную четверть Поклонки. Так что до наших дней сохранилась лишь юго-западная четвертушка знаменитой горы. На вершине этого скромного холма ныне водружен высокий деревянный православный крест. Вольно или невольно, но образ библейской Голгофы воспроизведен в наши дни буквально. Что касается того, где же стоит обелиск в честь Победы, можно сказать, что он стоит там, где 23 февраля 1958 года на самой высокой точке Поклонной, но только не горы, а возвышенности, был установлен гранитный камень с надписью: «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне».
|