Церковь Покрова в Филях на круговой панораме Москвы 1867 года. |
|
Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого француза-переселенца. Француз по рождению, он никогда не видел Франции. С детства проявивший талант к рисованию, Рубо в 1877 году едет в Мюнхен, где поступает в Баварскую Королевскую академию художеств. Его учителем был известный мастер батального жанра Ю. Брандт. Еще во время учебы в Академии Франц Алексеевич Рубо неоднократно приезжал на Кавказ. В 1885 году художник получил заказ на создание серии полотен для Тифлисского военно-исторического музея, позже названного «Храмом Славы». Именно в эти годы у Рубо появился замысел создания своей первой панорамы. Сюжетом для нее послужила хорошо известная живописцу тема Кавказских войн. В 1891 году в Мюнхене началась демонстрация его первой панорамы «Штурм аула Ахульго», посвященной взятию русскими войсками 22 августа 1839 года укрепленного аула Ахульго в Северном Дагестане во время мятежа Шамиля. 17 августа 1901 года Франц Алексеевич Рубо заключил контракт на создание панорамы, темой которой стал героический эпизод Восточной войны (1853–1856 гг.) оборона Севастополя, работу над которой художник завершил летом 1904 года. «Впервые идея создания панорамы, посвященной Отечественной войне 1812 г., по образцу панорамы «Оборона Севастополя» (1904), была изложена в полуофициальном письме члена Госсовета К, Орловского, с которым он обратился к министру императорского двора барону Фредериксу. 11 (24) ноября 1909 г. в Ливадии барон доложил об этом царю. Затем было дано соответствующее поручение председателю Комитета по устройству военно-исторических музеев генералу Н.Н. Сухотину, который, встретившись с Рубо для беседы, предложил прежде всего решить вопрос о месте размещения панорамы и, если речь пойдет о Москве, то передать дело комиссии «по празднованию юбилеев военных событий», возглавляемой генералом В.Г. Глазовым. Так была пущена в ход бюрократическая машина. Вопрос о панораме решался на уровне военного министра, который предложил привлечь к обсуждению Комитет по устройству музея 1812 года. 23 января (5 февраля) 1910 г. этому комитету было решено поручить вопрос о создании панорамы. Наконец-то появилась определенность: панораму соорудить в Москве, и она должна быть посвящена Бородинскому сражению. В этой связи Ф.А. Рубо 10 (23) февраля 1909 г. направил генералу В.Г. Глазову письмо следующего содержания: «Я буду счастлив написать грандиозный эпизод Бородина, но только если решение этого вопроса не очень надолго затянется, так как до юбилея осталось не очень много времени. Я полагаю, что при решении этого вопроса следовало бы иметь в виду, что уже к осени 1910 г. я бы должен представить на утверждение готовый эскиз всей панорамы масляными красками в 1/10 ее размера Размер панорамы Бородинского сражения можно сделать таким же, как и Севастополь, то есть 1 220 кв. сажен холста, или 167 аршин в окружности и 22 аршина вышины». Ф.А. Рубо приступает к изучению и сбору исторического материала, обращается за необходимыми консультациями к известному военному историку, профессору академии Генерального штаба Б.М. Колюбакину, советы которого особенно высоко ценил. Сохранилось следующее письмо Рубо: «Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу и сильно надеюсь, что, когда последует окончательное решение, то есть утверждение утверждение моих предложений Вы скажете мне, что и как делать». Первоначально, по совету полковника Генерального штаба В.А. Афанесьева, основателя «Кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года», существовавшем с 1908 года при Московском отделении Военно-исторического общества, « Ф.А. Рубо предполагал изобразить на панораме два основных эпизода сражения: бой на Багратионовых флешах и схватку за батарею Раевского. Художник даже создал эскиз будущей панорамы, который не был утвержден. Рубо было предложено «изобразить другой момент, именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». «Основную свою художественную задачу Рубо определил так: «Иметь чувство сражения, а не парада». Тщательно изучая историческую основу, увязывая ее с топографией Бородинского поля, живописец искал верную точку обзора поля сражения и момент боя. После посещения «вместе с военным историком полковником В.А. Афанесьевым < > Бородинского поля, Ф.А. Рубо принимает решение показать на панораме момент сражения на 12 часов 30 минут дня за деревню Семеновское, а саму деревню сделать точкой обзора». «Не получив подтверждения на финансирование работы, в апреле 1910 года Ф. Рубо, тем не менее, приступает к подготовке эскиза панорамы. Через пять месяцев эскиз был готов и отправлен в Петербург. В ноябре специальная комиссия одобрила его». Наконец, 17 марта 1911 года Военное Министерство заключило с Ф.А. Рубо контракт на написание панорамы. «В качестве помощников были приглашены известные немецкие художники: К. Беккер баталист, М. Цено-Димер пейзажист, П Мюллер, К Форш и брат художника Ж. Рубо. По просьбе Ф.А. Рубо, его ученик И.Г. Мясоедов сделал зарисовки и фотографии Бородинского поля. Сам Рубо подготовил большое количество этюдов, детально изучив вооружение обмундирование русских и французских войск. 26 августа (8 сентября) 1911 года Франц Алексеевич Рубо вместе с Б.М. Колюбакиным, В.А. Афанесьевым и М. Цено-Димером совершил еще одну поездку в Бородино, где сделал последние этюды и зарисовки. Возвратившись в мюнхенскую мастерскую, Ф.А. Рубо приступил к созданию всемирно известного теперь полотна». Панорама «Бородинская битва» была последним произведением художника подобного рода. Больше панорам Рубо уже не писал. Многолетняя работа истощила его силы. Он серьезно заболел и в конце 1913 года уехал в Мюнхен для лечения, где его и застала I мировая война, оторвавшая художника от Родины. В последние годы жизни, в отрыве от России, художник почти ничего не создал. Умер Франц Алексеевич Рубо 13 марта 1928 года в Германии. Для самого Рубо вопрос о его национальной принадлежности был предельно ясен и никогда не вызывал сомнений. Он писал: « я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».
|