назад

Тушинский машиностроительный завод создан в 1932 году с целью освоения новейших образцов авиационной техники и технологии. В 1932–1935 гг. на заводе налажено производство цельнометаллических самолетов «Сталь-2», «Сталь-3» конструкции А.И. Путилова. При изготовлении планера самолетов впервые применены сварные конструкций из нержавеющих сталей. Самолеты эксплуатировались на линии «Москва — Нижний Новгород» вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1936–1941 годах заводом освоен выпуск новых самолетов-истребителей ДИ-6, Як-1, Як-3, АНИТА-1.

В годы Великой Отечественной войны завод обеспечивал фронт самолетами Як-7 и Як-9. Было выпущено около трех тысяч боевых самолетов, организован их ремонт и восстановление.

После окончания войны, в 1946–1950 годах, параллельно с выпуском пикирующего бомбардировщика Ту-2, завод осваивает выпуск мирной продукции — троллейбусов МТБ-82, трамваев МТБ-82 и других товаров народного потребления.

В дальнейшем на заводе был освоен выпуск новейших образцов военной техники, разработанных в ведущих конструкторских бюро С.А. Лавочкина, А.Н. Туполева, А.М. Исаева, Д.Д. Севрука, А.И. Привалова, И.И. Картукова — двигатели, ускорители, передвижные автоматизированные контрольные станции, аэросани. В 1965 году на базе заводского КБ-82 было создано машиностроительное конструкторское бюро «Буревестник» для обеспечения серийного производства и разработки новых видов авиационной техники. Главным конструктором МКБ «Буревестник» был назначен бывший главный инженер завода А.В. Потопалов. В 1976 году МКБ вошло в состав НПО «Молния».

Новой, этапной работой в период с 1966 по 1974 год была работа по строительству самолета Т-4 разработки ОКБ П.О. Сухого, конструкция планера которого была сварной, выполненной из элементов, изготовленных из титановых сплавов и нержавеющих сталей.

За время существования завода его коллективом был накоплен большой опыт по изготовлению образцов новой техники, а потому решение поручить Тушинскому машиностроительному заводу, как головному предприятию, строительство планера и общую сборку многоразового орбитального космического корабля «Буран» было вполне закономерным и встречено коллективом завода с большим энтузиазмом.

Была проведена огромная работа по реконструкции и техническому перевооружению предприятия, изготовлено оснащение и построены орбитальные корабли для статических испытаний, технологической проверки всего цикла подготовки орбитального корабля на технической позиции, летающий аналог корабля и, наконец, сами орбитальные корабли. На космодроме «Байконур» была создана специальная база по досборке корабля после его воздушной транспортировки на техническую позицию, проведению необходимых автоматических испытаний систем. Результатом этой, требовавшей огромного напряжения работы, был успешный космический полет 15 ноября 1988 года многоразового космического корабля «Буран».

После закрытия отечественной программы многоразовых пилотируемых орбитальных кораблей типа «Буран», в начале 90-х годов на заводе, который в 1997 году был преобразован в открытое акционерное общество ОАО ТМЗ, начали производиться уникальные ветроэнергетические установки мощностью один мегаватт. В 1998 году предприятием завершена подготовка к серийному производству автономных промышленных комплексов по утилизации изношенных автомобильных покрышек. Пять таких комплексов изготавливаются по заказу Правительства Москвы. ОАО ТМЗ принимало активное участие в работах по воссозданию Храма Христа Спасителя, в строительстве торгового комплекса на Манежной площади, а также ряде других программ Правительства Москвы. В настоящее время ОАО ТМЗ осуществляет сборку городских автобусов, производит одноразовые шприцы, алюминиевые сплавы, трамвайные резиновые переезды и, совместно с НПО «Молния», начал подготовку к производству многоцелевой авиационно-космической системы «МАКС». В апреле 1999 года единогласным решением акционеров ОАО ТМЗ Генеральным директором был избран Волков Николай Васильевич, который в течении многих лет был заместителем Генерального директора по производству и непосредственно возглавлял проведение работ по реализации программы строительства орбитального корабля «Буран» в кооперации с несколькими десятками предприятий авиационно-космической промышленности СССР.

 

Web-дизайн и Web-мастеринг Copyright © 2003, Юрий Лебедев.
Материалы Copyright © 2003, Александр Лебедев.

Послать письмо

Hosted by uCoz